В ВЭБ.РФ состоялся круглый стол «Энергетический переход: Сахалинский эксперимент» с участием представителей администрации Сахалинской области, Минэкономразвития России, ВЭБ.РФ и Институт исследований и экспертизы ВЭБ, а также компаний, задействованных в реализации программы. В результате эксперимента с 1 сентября 2022 по 31 декабря 2028 Сахалинская область, первой среди российских регионов должна достичь углеродной нейтральности и отработать модель углеродного регулирования на практике.

Программу по ограничению выбросов парниковых газов на территории Сахалинской области представила министр экологии и устойчивого развития Сахалинской области Милена Милич. «В этом году мы перешли от замысла к реализации климатического эксперимента, значительно доработали модельные параметры системы углеродного регулирования в региональном масштабе и расширили портфель проектов и партнёров. Важным шагом сотрудничества с ВЭБ.РФ будет работа по внедрению механизмов зеленого финансирования в проекты устойчивого развития бизнеса с климатическими и экологическими эффектами для региона», — сказала Милич.

По словам заместителя председателя правительства Сахалинской области Вячеслава Аленькова, климатическая программа реализуется как важнейшая часть повестки устойчивого развития региона, включающей формирование комфортной экологичной среды, внедрение социального стандарта для жителей и создание эффективной системы управления регионом.

Исполнительный директор блока инвестиционной деятельности ИнфраВЭБ Дмитрий Фёдоров рассказал о проекте организации пассажирского железнодорожного сообщения с применением поездов на водородных топливных элементах и систем обеспечения их эксплуатации, реализация которого будет способствовать выполнению задачи по достижению углеродной нейтральности Сахалинской области к 2026 году. Запуск инновационных подвижных составов позволит улучшить экологическую ситуацию в регионе, даст дополнительный стимул для развития водородного кластера, в результате реализации проекта будут созданы дополнительные высокопроизводительные рабочие места и компетенции в сфере железнодорожного транспорта и промышленности.

В ходе дискуссии вице-президент по устойчивому развитию ВЭБ.РФ Андрей Байда отметил, что на текущий момент в России выпущено зеленых финансовых инструментов на сумму примерно 400 млрд рублей. За время существования системы зеленого финансирования было сокращено или не выброшено 10.6 млн тонн СО2.

«По нашим оценкам, средняя стоимость декарбонизации одной тонны составляет чуть большее 1 000 рублей, что соответствует стоимости штрафа за превышение квоты в рамках Сахалинского эксперимента. При этом, стоимость сокращения либо недопущения выбросов одной тонны СО2-эквивалента по адаптационным проектам — 75 рублей», -подчеркнул Байда. По его словам, таксономия адаптационных проектов, утверждённая вместе с зелёной, призвана помочь компаниям из отраслей, где избегать выбросов сложно, привлекать финансирование для реализации своей повестки устойчивого развития. И стоимость сокращения одной тонны в таком случае будет сильно ниже, чем по зелёным проектам.

Со стороны бизнеса в мероприятии приняли участие представители ООО «Сахалинская Энергия», ООО «ВГК», АО «ИнфраВЭБ», ПАО «РусГидро», АО «НоваВинд» и ряда других компаний.

Модератором круглого стола выступил Андрей Клепач, главный экономист ВЭБ.РФ, который представил подготовленный Институтом ВЭБ аналитический бюллетень, посвященный сахалинскому эксперименту., а также обозначил важность отработки механизмов взаимодействия бизнеса и власти.

Источник: https://вэб.рф/press-tsentr/54070/