Все мы знаем, что такое Scope 1, 2 и 3 — области охвата эмиссии парниковых газов, — но как насчёт Scope 4?

Этот непривычный термин появился в недавнем ESG-отчёте одной из крупнейших электроэнергетических компаний США Pacific Gas and Electric и сразу вызвал вопросы у профессионалов.

Напомним, категория Scope описывает с разных точек зрения общий углеродный след того или иного бизнеса.

Scope 1 — прямая эмиссия от бизнес-процессов, Scope 2 — эмиссия от использования энергии из внешних источников (свои идут в предыдущую категорию), Scope 3 — все остальные выбросы по цепочке создания стоимости (включая поставщиков и клиентов).

Первые две категории были формализованы ещё в 2001 году в рамках Greenhouse Gas (GHG) Protocol, третья была добавлена к ним в 2011-м. Так что же такое Scope 4 и зачем оно нужно нам в 2022 году?

Как пишет Bloomberg Green, эта концепция одновременно интересна и обманчива.

Интересна — поскольку она описывает то, что в других отчётах иногда обозначается как «предотвращённые выбросы» (avoided emissions).

И стимулирует компании к расширению стратегии декарбонизации за счёт мотивационных кампаний, в частности, среди потребителей.

Так, Pacific Gas and Electric в Scope 4 перечисляет свои программы добровольного повышения энергоэффективности клиентов, которые, по её подсчётам, за счёт этого смогут предотвратить эмиссию 46 млн тонн CO₂ к 2030 году — сравнимо с годовыми выбросами небольшой страны.

Обманчива — поскольку является в значительной степени PR-механизмом, призванным подсластить пилюлю при оценке общего ESG-профиля компании.

Все мы помним, что по Scope 1-3 большинство компаний мира недорабатывают, и человечество, по данным ООН, движется к потеплению к концу века на катастрофические 2,7° вместо 1,5-2°, предусмотренных Парижским соглашением.

Scope 4 с этой точки зрения — способ найти что-то положительное в своём «зелёном» профиле и улучшить имидж как среди инвесторов, так и среди потребителей.

Хотя учитывая отсутствие формализованных правил подсчёта Scope 4, эта категория всё-таки довольно эфемерная.

И, на взгляд @esgworld, всё-таки имеет смысл сосредоточиться на управлении «традиционными» Scope, прямо влияющими на процесс потепления, чем множить сущности в попытках найти удачный PR-угол.

Тем более по Scope 3 даже у капитанов западного бизнеса до сих пор большие проблемы, как мы уже писали.

Хотя если рассматривать Scope 4 как дополнительную, факультативную категорию — почему бы и нет.