Как и обещали (https://t.me/esgworld/1357), подробнее рассмотрим программу Сахалинского эксперимента — в отличие от документов более верхнего уровня, она даёт детальное понимание, как именно регион собирается первым в России пройти путь к net zero.

🔹 Почему Сахалин? Как мы помним ещё из Антона Павловича Чехова (https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9E%D1%81%D1%82%D1%80%D0%BE%D0%B2_%D0%A1%D0%B0%D1%85%D0%B0%D0%BB%D0%B8%D0%BD_(%D0%BA%D0%BD%D0%B8%D0%B3%D0%B0)), Сахалин — остров, что с учётом доминирующей роли ТЭК в структуре ВРП создаёт некую модель «России в миниатюре». Соотношение эмиссии и поглощения в регионе одно из самых небольших в стране. Плюс, Сахалинская область — весьма многообразный регион с точки зрения природно-климатических условий. Да и от АТР, с которым Россия пытается особенно дружить, недалеко.

🔹 В чём цель эксперимента? Достигнуть углеродной нейтральности Сахалинской области не позднее 31 декабря 2025 года с дальнейшим сохранением этого статуса, параллельно отработав различные регуляторные механики для масштабирования. Поэтому проект не завершается в 2026 году, а продлится до конца 2028-го.

🔹 Кто участвует в эксперименте? Главным образом местные властные структуры (уполномоченный орган — Министерство экологии и устойчивого развития), но также бизнес в лице крупнейших эмитентов, участники углеродного рынка, представители науки, аналитические центры. Федеральный координатор — Минэкономразвития.

🔹 Сколько предстоит сократить? Нетто-выбросы за 2021 год составили 1 млн 993 тысячи тонн CO₂-эквивалента, но к ним прибавляется так называемый «региональный резерв» в 240 тысяч тонн. Этот «зазор» включает не учтённые в прогнозах эмиссии, скорректированные уже по ходу ожидания от отдельных проектов и так далее. Итого — цель сократить 2 млн 330 тысяч тонн и выйти даже на углеродно отрицательный статус.

🔹 На какие отрасли упор? Львиная доля (95%) общей эмиссии области приходится на энергетику. Далее идут сектора отходов, сельского хозяйства и промышленности. Но о полной их декарбонизации речь не идёт, тем более в такие сжатые сроки: существенную роль играет рост поглощения экосистемами.

🔹 А что по конкретным цифрам? Самый большой эффект ожидается — нет, не от ВИЭ, CCUS или электрификации транспорта — а от газификации ЖКХ. Сейчас котельные топят углём, будут — газом. Это должно дать сокращение на 660 тысяч тонн CO₂.

На втором месте устойчивое управление природными экосистемами: борьба с пожарами, посадки лесов, выращивание моллюсков и водорослей увеличат поглощение на 600 тысяч тонн.

На третьем с большим отрывом идёт развитие новой энергетики — 216 тысяч тонн. АРВЭ, кстати, отвела (http://portal.rreda.ru/rating/2022/) Сахалину №1 в инвестиционном рейтинге субъектов, расположенных вне оптовых ценовых зон.

В регионе уже есть ВЭС, геоТЭС и мини-ГЭС — планируется строительство новых объектов и увеличение мощности текущих. Также в планах завод по производству «голубого» водорода, развитие CCUS-проектов (потенциал — до 120 млн тонн!).

Далее по убыванию идёт повышение энергоэффективности и энергосбережения (135 тысяч тонн), декарбонизация транспорта (125 тысяч тонн) и развитие системы обращения с отходами (44 тысячи тонн).

🔹 А что с квотами для бизнеса? Самый интересный вопрос. Пока это экспериментальный механизм, и возможный эффект от его реализации оценивается в 550 тысяч тонн — 20-25% от общего объёма сокращений.

Это означает, что крупнейшим эмитентам предстоит сократить эмиссию на 4,6-5,1% — в программе подчёркивается, что эксперимент ориентирован «на более мягкий сценарий для бизнеса, более низкий темп снижения выбросов».

Цифры планируется уточнить в следующем году. Всего в перечень регулируемых организаций попали 50 компаний: от операторов «Сахалин-1» и «Сахалин-2 (https://t.me/esgworld/645)» до рыболовецких контор, авиакомпании «Аврора» и того самого «ДальЭнергоИнвест», которое в сентябре зарегистрировало (https://t.me/esgworld/1146) первые в России углеродные единицы.

Резюме: во многом программу можно сравнить с федеральной низкоуглеродной стратегией (https://t.me/esgworld/274) — с той разницей, что на Сахалине бóльший вклад ожидается от ВИЭ и несколько меньший — от экосистем. Надеемся, первый блин не выйдет комом, и выработанные на Сахалине решения станут базой для net zero-стратегий других регионов.

Источник: https://t.me/esgworld/1357