Массовая высадка деревьев — один из перспективных способов борьбы за углеродную нейтральность. На примере компании «Сибур» рассказываем, как работают такие инициативы в комплексе с другими инструментами.

Задачи
— Компенсировать часть климатического воздействия предприятий «Сибура».
— Помочь воспроизводству российских лесов и поддержать экосистемы регионов.
— Способствовать развитию научно-исследовательской и технологической базы в области лесоклимата.
— Реализовать пилотный климатический проект и выпустить углеродные единицы.
— Поддержать школьные лесничества и их исследовательские проекты.
— Вовлечь сотрудников в волонтерство.
Мотивация и предпосылки
По данным Международного исследовательского проекта Global Carbon Digital, в 2021 году мировые выбросы углекислого газа увеличились на 4,9% — до 36,7 млрд т. Сокращение этих объемов нужно начать не позднее 2025 года, предупреждают в Межправительственной группе экспертов по изменению климата (IPCC). Это необходимо, чтобы удержать рост глобальной температуры в пределах 1,5 °C. Такая цель зафиксирована в Парижском соглашении по изменению климата, подписанном Россией несколько лет назад.

По итогам 2021 года расходы российских компаний на экологические проекты приблизились к триллиону рублей. Однако в 2022 году достижение климатических целей осложнилось, а акценты ESG-программ начали смещаться в сторону социальной составляющей.
Запрос на социальные программы сейчас очевиден, но вопросы экологии не теряют актуальности, уверены в «Сибуре». Одна из ближайших целей компании — обеспечение углеродной нейтральности как минимум одного предприятия. Обязательство закреплено в корпоративной стратегии устойчивого развития до 2025 года.

Еще недавно в качестве инструмента декарбонизации многие компании рассматривали программы улавливания и захоронения углерода. Но они требуют больших инвестиций и участия иностранных лицензиаров. Поэтому сегодня в «Сибуре» считают более актуальным другие инструменты, в том числе лесоклиматические проекты.

Михаил Карисалов, генеральный директор «Сибура»:

«Снижение климатического воздействия — один из наших стратегических приоритетов. Мы системно работаем над повышением энергоэффективности процессов, используем наилучшие доступные технологии, увеличиваем долю «зеленой» энергии в энергобалансе предприятий, прорабатываем проекты по улавливанию, утилизации и хранению СО2. Лесоклиматические проекты — это новый для нас инструмент декарбонизации, в котором мы видим потенциал».

И технологии улавливания, и лесоклиматические инициативы предполагают секвестрацию, то есть связывание атмосферного углерода. Но проекты в области лесоклимата позволяют делать это естественным образом: значительная часть углекислого газа из атмосферы поглощается растениями.

Вскоре для подобных проектов может появиться полноценная законодательная база. Минприроды России до конца 2022 года планирует внести в Госдуму законопроект о лесоклиматических инициативах.

Николай Дурманов, специальный представитель Министерства науки и высшего образования по вопросам биологической и экологической безопасности:

«По данным ООН, общая площадь лесных насаждений в мире достигла в 2022 году 300 млн га, что составляет более 7% от общей площади лесов в мире.

Многочисленные измерения показывают, что лесонасаждения вносят существенный вклад в поглощение углерода наземными экосистемами. Потенциал поглощения углерода в лесонасаждениях на ближайшие 20–30 лет имеет огромное значение для достижения углеродной нейтральности мировой экономики, если это вообще возможно.

Соответственно, это становится одной из основ нарождающейся глобальной индустрии секвестрации атмосферного углерода — индустрии, которая, по мнению многих экспертов, станет главной в XXI веке. По крайней мере, в смысле финансов: ожидаются триллионные обороты уже к 2040 году».

Решение
Компания решила запустить комплексную лесоклиматическую программу «Зеленая формула». Она предусматривает высадку не менее 5 млн деревьев к 2025 году, поддержку карбоновых полигонов и научных наработок, экопросвещение, развитие регионов присутствия и волонтерского движения в компании.
Разработку программы начали в 2021 году, она стартовала весной 2022.

Карбоновый полигон и лесоклиматический проект: в чем разница

Карбоновым полигоном называют территорию, где исследуют климатически активные газы. Здесь университеты и научные организации работают над технологиями измерения надземной и подземной фитомассы, изучают агрохимические параметры почвы, определяют эмиссию и поглощение парниковых газов экосистемами. Для расчетов углеродного баланса на эталонных участках создают и адаптируют математические модели, используют дистанционное зондирование с помощью космических и беспилотных платформ.

«Это скорее научный проект, который поможет разработать меры контроля климатически активных газов», — объясняет Станислав Федоров, начальник управления государственной инвентаризации и учета лесов Рослесинфорга (подведомственная организация Рослесхоза).

Лесоклиматический проект — более широкое понятие. Тут мероприятия сфокусированы на сохранении и увеличении способности леса поглощать парниковые газы. Обычно это долгосрочные инициативы, которые длятся от 20 лет и более. «Комплексный климатический проект должен охватывать социальные аспекты, повышать уровень и качество жизни населения», — подчеркивает Федоров.

Реализация
«Сибур» стал партнером первого в России карбонового полигона, который расположен на биостанции «Озеро Кучак» под Тюменью. Он занимает 2,32 га, а установленное на нем оборудование позволяет мониторить выброс парниковых газов на площади более 10,6 тыс. га.

Оператор проекта — Тюменский государственный университет (ТюмГУ). «Сибур» как один из ключевых работодателей региона уже давно сотрудничает с этим вузом.

Весной 2022 года при поддержке компании открыли еще один карбоновый полигон — в Воронежской области. Эту площадку компания рассматривает в качестве пилотного проекта по выпуску углеродных единиц.

Карбоновый полигон создают ученые Воронежского государственного лесотехнического университета (ВЛГТУ) на 3 тыс. га леса. Здесь они выясняют, какие древесные породы лучше всего депонируют углекислый газ, в каком возрасте деревья поглощают больше углерода и какие агротехнические приемы помогают увеличить показатели.

«ВГЛТУ собрал специалистов с глубокой экспертизой и фундаментальным опытом в части замеров и исследований, селекционной работы. Благодаря программе происходит выведение новых, более устойчивых видов деревьев, обладающих повышенной поглощающей способностью», — рассказывают в «Сибуре».

В течение года в рамках климатического проекта компании на Воронежском карбоновом полигоне посадили 500 тыс. деревьев на площади 155 га. Столько же высажено в нескольких регионах присутствия «Сибура» — Нижегородской и Амурской областях, Башкортостане и Татарстане.

Массовые высадки осуществляют специалисты лесных хозяйств и профильных организаций. Компания предоставляет саженцы, инвентарь или оборудование, оказывает необходимое содействие. В каждом городе, охваченном программой, проводят волонтерские акции. В них участвуют сотрудники «Сибура», партнеры холдинга, жители территорий и школьные лесничества.

Восемь школ и школьных лесничеств в регионах реализации программы получат комплекты специального оборудования для уходовых мероприятий и исследовательских работ на территориях, где высаживались деревья.

Для школьников в регионах организуют дополнительные мероприятия — уроки экопросвещения, на которых подробно рассказывают о лесоклимате и решении климатических проблем.

Параллельно с высадкой лесов и экопросвещением «Сибур» участвует в подготовке предложений по изменению законодательства. Речь идет, в частности, о поправках в Лесной кодекс.

На сегодняшний день уже согласованы правила ведения реестра углеродных единиц, верификации результатов климатических проектов и предоставления отчетов о выбросах. «Можно сказать, что условия для работы инвесторов созданы», — говорят в Рослесинфорге.

Результаты
В 2022 году «Сибур» высадил свыше 1 млн деревьев на площади 266 га. В акциях участвовали более 1,7 тыс. волонтеров.

Ученые создали несколько уникальных сортов деревьев с высокой поглощающей способностью и провели измерения. Например, на воронежском карбоновом полигоне посадили в том числе сорт тополя ЭС-38. Он растет вдвое быстрее других сортов тополей и втрое превосходит их по биомассе.

На тюменском карбоновом полигоне разработали пилотную версию карбонового калькулятора. С его помощью можно подсчитывать эффект по климатическим проектам. Кроме того, в партнерстве с ТюмГУ создали программу образовательного интенсива для научно-образовательных институтов и бизнеса.

В «Сибуре» подчеркивают большую роль партнеров — прежде всего, вузов и Рослесхоза, который поддержал лесоклиматические проекты. «Для федеральных ведомств, безусловно, важно участие бизнеса в достижении государственных целей. И это взаимовыгодное партнерство», — говорят в компании.

Александр Панфилов, заместитель руководителя Рослесхоза:

«При грамотном применении зеленая повестка во многом помогает развитию бизнеса. Поддерживая ее, компании открывают себе доступ на внешние рынки. Правильная экологическая политика позволяет бизнесу привлекать дополнительные финансовые ресурсы для развития».

Планы и перспективы
Первые замеры по поглощению углекислого газа на участках лесоклиматического проекта «Сибур» надеется получить через три-пять лет после старта, то есть в 2025–2027 годах. По данным ученых ВГЛТУ, каждый гектар тополя ЭС-38 в возрасте десяти лет способен депонировать до 20–25 т СО2-эквивалента парниковых газов.

«Мы рассчитываем, что в перспективе эффект от проекта поможет компенсировать часть выбросов парниковых газов одного из наших предприятий. Вместе с другими инструментами декарбонизации это позволит говорить о его углеродной нейтральности», — надеются в компании.

По данным Рослесхоза, сегодня поглощающая способность российских лесов — около 600 млн т СО2 в год. При массовом запуске таких лесоклиматических проектов ее можно увеличить на треть, считают в ведомстве.

Источник: https://trends.rbc.ru/trends/industry/cmrm/6375f08e9a794725a76fa895