BNEF рассматривает в своем докладе «Расчет расходов для достижения целей Парижского соглашения» (Counting Cash in Paris Aligned Pathways) четыре сценария:
- «Чистый нуль выбросов» к 2050 году (Net Zero Emissions, NZE), разработанный МЭА;
- «Путь снижения энергопотребления» (Lower Energy Demand Pathway, IPCC — P1 (LED), предложенный МГЭИК (IPCC);
- «Общий социально-экономический путь» (Shared Socioeconomic Pathway, IPCC — P2 (S1), МГЭИК;
- «Средний путь» (Middle-of-the-Road, Scenario мedium challenges to mitigation and adaptation, IPCC – P3 (S2), сценарий средних вызовов для смягчения последствий и адаптации), МГЭИК.
Каждый из рассмотренных сценариев имеет свои отличительные характеристика. Выдержки из доклада выделены курсивом.
Сценарий «Чистый нуль выбросов» (NZE)
В последние годы на долю энергетического сектора приходилось около трех четвертей глобальных выбросов парниковых газов (ПГ). Достижение к 2050 году нулевого уровня выбросов ПГ, связанных с энергетикой и промышленными процессами, в NZE не зависит от действий в областях, отличных от энергетического сектора, но ограничение изменения климата действительно требует таких действий. Параллельно с действиями по сокращению всех других источников выбросов парниковых газов достижение чистого нулевого уровня выбросов CO2 в энергетическом секторе к 2050 году соответствует примерно 50%‐й вероятности ограничения долгосрочного повышения средней глобальной температуры до 1,5°C.
Сценарий чистого нулевого уровня выбросов к 2050 году основан на следующих принципах:
- Использование всех доступных технологий и вариантов сокращения выбросов диктуется затратами, технологической зрелостью, политическими предпочтениями, а также условиями рынка и страны.
- Все страны сотрудничают в целях достижения чистого нулевого уровня выбросов во всем мире. Это предполагает участие всех стран в усилиях по достижению чистой нулевой цели, совместные эффективные и взаимовыгодные действия, признание различных этапов экономического развития стран и регионов, а также важности обеспечения справедливого перехода.
- Упорядоченный переход во всем энергетическом секторе. Это включает в себя обеспечение безопасности поставок топлива и электроэнергии в любое время, минимизацию проблемных активов, где это возможно, и стремление избежать волатильности на энергетических рынках.
Такие положения сценария как «сотрудничество всех стран», «обеспечение безопасности поставок», «избежание волатильности на энергетических рынках» вряд ли возможно реализовать в достаточной степени. Мир уже сталкивается с прецедентами дефицита топлива и электроэнергии и волатильностью цен на энергоресурсы, а Китай, Индия и африканские страны открыто заявляют о приоритете надежности энергоснабжения над достижением нулевых выбросов, увеличивают добычу угля и инвестируют в новые нефтегазовые проекты.
Сценарий «Путь снижения энергопотребления» (LED)
В сценарии LED предполагается пять основных факторов долгосрочных изменений в конечном потреблении энергии:
- Качество жизни, которое реализуется через постоянное стремление к повышению уровня жизни, чистой окружающей среде и широко доступным услугам и технологиям конечного использования.
- Быстрая урбанизация, особенно в городах средних размеров в развивающихся странах.
- Новые энергетические услуги, когда конечные пользователи требуют более доступных, удобных, чистых и качественных энергетических услуг.
- Продолжающаяся диверсификация ролей конечных пользователей в энергетической системе, от потребителя до производителя, продавца, проектировщика и члена сообщества.
- Информационные инновации, которые предполагают постоянное быстрое повышение производительности информационно-коммуникационных технологий (ИКТ), поддерживающих их широкое применение.
Эти пять направлений взаимодействуют, создавая дополнительные элементы сценария:
- распространение маломасштабных технологий с низкой удельной стоимостью, позволяющих экспериментировать, быстро обучаться и обеспечивать равный доступ к энергетическим услугам;
- децентрализованное предоставление услуг по производству, распределению и конечному использованию энергии с поэтапным расширением или адаптацией централизованной инфраструктуры;
- переход от владения товарами одного назначения к «пользовательству» с гибкими, многоцелевыми услугами, предоставляемыми с помощью цифровых платформ и совместного использования;
- цифровизация повседневной жизни, описывающая интеграцию датчиков, процессоров, беспроводной связи, и функциональность управления в технологии использования энергии и повседневной рутине;
- быстрая трансформация, которая представляет собой ускоренное улучшение, требуемое конечными пользователями в меняющихся формате и качестве предоставления энергоуслуг по мере роста доходов и стремлений.
Сценарий LED описывает быстрые социальные и институциональные изменения в том, как предоставляются и потребляются энергетические услуги в дополнение к технологическим инновациям.
Данный сценарий интересен открытым, хотя и затерянным среди общих фраз, провозглашением движения от «владения» к «пользованию». Итог идеальной «новой нормальности» сегодня описывается словами Клауса Шваба: «У вас ничего не будет, но вы будете счастливы».
В этом сценарии также стоит отметить фразу о «децентрализованном предоставление услуг по производству, распределению и конечному использованию энергии». Это модель этаких комьюнити в небольших городках со зданиями, увешанными солнечными панелями, и не более чем страховочной связью с централизованным энергоснабжением.
В докладе BNEF дополнительно указано, что единственным рассматриваемым вариантом удаления углекислого газа в сценарии LED является рост площади лесов.
Сценарий «Общий социально-экономический путь»
Мир постепенно, но неуклонно движется по более устойчивому пути, делая упор на более инклюзивное развитие, которое уважает предполагаемые экологические границы.
Этот сдвиг обусловлен учетом социальных, культурных и экономических издержек, связанных с ухудшением состояния окружающей среды и неравенством.
Управление глобальным достоянием постепенно улучшается, чему способствует все более эффективное и постоянное сотрудничество и взаимодействие местных, национальных и международных организаций и учреждений, частного сектора и гражданского общества.
Инвестиции в образование и здравоохранение ускоряют демографический переход, что приводит к относительно низкой численности населения. Начиная с нынешних стран с высоким уровнем доходов, акцент на экономическом росте смещается в сторону более широкого акцента на благосостояние людей, даже за счет несколько более медленного экономического роста в долгосрочной перспективе.
Благодаря растущей приверженности достижению целей в области развития неравенство сокращается как между странами, так и внутри них.
Инвестиции в экологические технологии и изменения в налоговых структурах приводят к повышению эффективности использования ресурсов, снижению общего энергопотребления и использования ресурсов и улучшению условий окружающей среды в долгосрочной перспективе.
Увеличение инвестиций, финансовые стимулы и изменение восприятия делают возобновляемые источники энергии более привлекательными. Потребление ориентировано на низкий материальный рост и меньшую ресурсоемкость и энергоемкость. Сочетание целенаправленного развития экологически чистых технологий, благоприятных перспектив для возобновляемых источников энергии, институтов, которые могут способствовать международному сотрудничеству, и относительно низкого спроса на энергию приводит к относительно низким проблемам смягчения последствий. В то же время улучшение благосостояния людей наряду с сильными и гибкими глобальными, региональными и национальными институтами предполагает низкие трудности адаптации.
Смысл этого сценария в максимальном замедлении экономического роста с одновременным снижением численности населения и потребления в той мере, в какой это снижение не вызовет социальных катаклизмов.
Сценарий «Средний путь»
Мир следует по пути, в котором социальные, экономические и технологические тенденции не отличаются заметно от исторических моделей. Развитие и рост доходов происходят неравномерно, причем некоторые страны добиваются относительно хорошего прогресса, в то время как другие не оправдывают ожиданий. Большинство экономик политически стабильны. Глобальные рынки функционируют неоптимальным образом. Глобальные и национальные учреждения работают над достижением целей устойчивого развития, включая улучшение условий жизни и доступа к образованию, безопасной воде и здравоохранению, но медленно продвигаются вперед.
Технологическое развитие идет быстрыми темпами, но без фундаментальных прорывов.
Экологические системы испытывают деградацию, хотя есть некоторые улучшения, в целом интенсивность использования ресурсов и энергии снижается.
Несмотря на то, что зависимость от ископаемого топлива медленно снижается, нет стимулов использовать нетрадиционные ископаемые ресурсы.
Глобальный прирост населения является умеренным и выравнивается во второй половине столетия в результате завершения демографического перехода. Однако инвестиции в образование недостаточно высоки, чтобы ускорить переход к низким показателям рождаемости в странах с низким уровнем дохода и быстро замедлить рост населения. Этот рост, наряду с неравенством в доходах, которое сохраняется или улучшается лишь медленно, сохраняющимся социальным расслоением и ограниченной социальной сплоченностью, создают проблемы для снижения уязвимости к социальным и экологическим изменениям и сдерживают значительные успехи в устойчивом развитии. Эти умеренные тенденции развития приводят к тому, что мир в среднем сталкивается с умеренными проблемы смягчения последствий и адаптации, но со значительными различиями между странами и внутри стран.
Это самый пессимистический сценарий деградации населения и государственных структур.
Отметим, что в описаниях сценариев авторы несколько раз повторяют понятие «демографический переход», который представляет собой надежду на снижение рождаемости и сокращение численности населений, в первую очередь, с помощью образования.
Кстати, тезис о снижении рождаемости с ростом образования неверен, потому что образование приводит к росту уровня жизни, а число детей прямо зависит от этого уровня. История однозначно доказывает, что снижение рождаемости коррелирует со снижением уровня жизни.
Мы привели эти длинные описания, потому что они помогают уловить суть энергоперехода – принципиальное изменение условий жизни людей, не очень понятно какое, но которое очевидно не вызывает оптимизма. Даже на эмоциональном уровне от этих описаний веет какой-то безнадежностью.
Сами по себе расходы на энергопереход не представляются чрезмерными. Мировой валютный фонд оценивает мировой ВВП в 2021 году в $94 трлн. Даже если он не вырастет до 2050 года, человечество до 2050 года создаст 28 лет*$94=$752 трлн ВВП. Максимальный расход на чистый нуль в сценарии NZE в $47,7 трлн составит лишь 6,3% от общей суммы, величина вполне реальная. Но трудно поверить, что инициаторам энергоперехода удастся реализовать хотя бы один сценарий или их сочетание, потому что, по нашему мнению, они противоречат основным историческим тенденциям развития человечества: рост доли высококвалифицированного и творческого труда, развитие институтов демократии, формулирование целей развития человечества (освоение космоса, рост продолжительности жизни, повышение возможности для человечества преодолевать катастрофы общепланетного характера), а не способов его выживания ради эфемерного снижения выбросов ПГ и тем более деградации.
В докладе приведены инвестиции в добычу нефти, газа и угля для разных сценариев. Любопытно, что даже в сценарии чистого нуля инвестиции в уголь не обнуляются до 2050 года.
Инвестиции в добычу нефти, газа и угля в разных сценариях, трлн $ (2019)
На рисунке показаны реально сделанные и необходимые по BNEF расходы для достижения чистого нуля. Разница на порядок, что оставляет надежду на несбыточность планов переустройства мира в духе религии NET ZERO.