НАТО планирует сократить свои выбросы парниковых газов как минимум на 45% к 2030 году и достичь углеродной нейтральности к 2050-му, вровень с США, Британией и странами Евросоюза, составляющими костяк организации — об этом генсек Йенс Столтенберг объявил в ходе саммита в Мадриде.
Это не первая углеродная стратегия Вооруженных сил в мире — в прошлом году таковая появилась в британских войсках — но, пожалуй, ключевое событие во всей климатической повестке в разрезе «оборонки».
«Это будет нелегко, но это можно сделать», — заявил Йенс Столтенберг журналистам в кулуарах саммита, не уточняя, однако, детали стратегии.
Впрочем, и без этого основная проблема ясна. Как мы уже писали, это обильное использование дизеля, авиационного керосина и прочих видов горючего из углеводородов.
Именно на это, исходя из заявления Йенса Столтенберга на COP26 в минувшем ноябре, и будет направлена «зелёная» трансформация Альянса: в будущем самолеты, корабли и наземная техника «будут работать на топливе, отличном от горючих ископаемых».
Судя по данным о закупках горючего Пентагоном, одни Вооруженные силы США, как главный актор в Североатлантическом альянсе, производят столько же выбросов, сколько 140 стран вместе взятых.
Как показало одно из исследований, Пентагон — крупнейшая в мире организация-потребитель бензина. Другими словами, предстоит большая работа и огромные инвестиции — что наверняка не может не радовать лоббистов «оборонки» в США.
Впрочем, на данный момент стремление НАТО достичь углеродной нейтральности, судя по всему, юридически не оформлено.
В новой Стратегической концепции Альянса, принятой по итогам саммита в Мадриде, изменение климата названо «определяющей проблемой нашего времени», которая отразится в том числе на системе безопасности.
Однако конкретных обязательств — с цифрами и датами — в документе нет, только констатация, что изменение климата окажет комплексное влияние на условия деятельности Альянса et cetera, et cetera. Такая же ситуация с Планом НАТО по изменению климата от минувшего года.
С другой стороны, конечно, такими громкими заявлениями не разбрасываются — особенно в странах, где «зелёная» тематика одна из самых актуальных для избирателей.
Поэтому излишне скептичными тоже быть не стоит, но интересно было бы взглянуть на реальные действия, а не протокольные заверения. К примеру, официальный углеродный след НАТО на сегодня — тайна за семью печатями.