Ряд «республиканских» штатов США уже выразили позицию, что не станут вкладывать средства бюджетных фондов в портфели управляющих компаний, которые продвигают отказ от инвестиций в энергетические компании, связанные с добычей, производством и транспортировкой невозобнавляемых источников энергии. Больше того — они либо уже приняли, либо планируют законодательно запретить любые ограничения для инвестирования, связанные с ESG. В дополнение к этому казначеи некоторых штатов обвинили S&P в политически ангажированных оценках при присвоении рейтингов ESG. Судя по всему владельцы гросударственных активов в тех штатах, где бюджет зависит от нефтяных и энергетических компаний, на фоне передела энергетического рынка Европы не готовы терять доходы. И потому хором пошли в наступление, пригрозив наложить «санкции» на управляющие компании, которые фильтруют свою инвестиционную стратегию с учетом факторов ESG. Ничего личного…
А что же лидеры ответстенного инвестинвестирования? Пишут объяснительные руководителям нефтеносных территорий.
В своем оправдательном письме начальникам Техаса представители крупнейшей управляющей компании BlackRock Inc заявили, что стремятся помогать клиентам инвестировать в энергетическую отрасль, опровергая предположения государственных чиновников о том, что фирма бойкотирует компании, работающие на ископаемом топливе, посредством своей пропаганды устойчивого инвестирования. Крупнейший в мире управляющий активами контролирует около 310 миллиардов долларов инвестиций в энергетические компании по всему миру, в том числе более 115 миллиардов долларов находится в техасских компаниях, говорится в письме BlackRock государственному контролеру Гленну Хегару.
Закон Техаса, вступивший в силу в прошлом году, призван ограничить государственный бизнес с компаниями, которые ограничивают инвестиции в нефтегазовую отрасль. Хегар находится в процессе составления списка тех компаний, кто бойкотирует сектор.
И вот тут BlackRock, претендующий на роль лидера мирового ESG-движения в инвестировании, попадает между молотом и наковальней. И, судя повсему, идет в отказ от своей еще недавно непримеримой позиции.
На прошлой неделе, и это примечательно в свете техасского бунта, BlackRock заявила, что не будет поддерживать усилия инвесторов, стремящихся к микроуправлению компаниями посредством директивных резолюций акционеров (это, как правило экологические требования). Бизнес-модель комании, поясяет BlackRock, заключается в том, чтобы предлагать широкий спектр инвестиционных фондов и что она не диктует конкретные стратегии, которые должны использовать ее клиенты. По состоянию на 31 марта фонды BlackRock владели 6,5% Exxon Mobil Corp. в Ирвинге, штат Техас, и 8,3% ConocoPhillips в Хьюстоне, что делает управляющего активами вторым по величине инвестором в обеих компаниях, согласно данным, собранным Bloomberg.
На мой взгляд, оправдания BlackRock — это начало… нет не заката звезды ESG, а начало нового этапа развития повестки устойчивого развития. Потребность в оценке социально-экологического воздействия деятельности компаний и иных субъектов экономической деятельности никуда не исчезнет. Напротив — будет только расти. Но при этом поменяются ориентиры, фокусировка, акценты. Не сразу, но обязательно будет усиливаться роль региональных и национальных центров, глобализация должна переосмысляться, поскольку она не привела мир к устойчивости. Повестка ESG изменится, потому что изменится мир.