С конца февраля всех россиян волнуют одни и те же вопросы. Что будет с экономикой? Как долго продлится кризис? Что ждет промышленность, и как вести бизнес дальше? Эта череда вопросов затмевает одну, невероятно важную тему – экологию и климат. Вне зависимости от того, как будет складываться геополитическая и экономическая повестка в самое ближайшее время, именно климатические проблемы – то, с чем предстоит столкнуться будущим поколениям.

И действительно, экология, о состоянии которой активно дискутировало все мировое сообщество последние несколько лет, резко отошла на второй план. С одной стороны, Россия конечно придерживается плана достижения углеродной нейтральности к 2060-му году и не планирует выход из того же Парижского соглашения, а с другой – все же смещает сроки проекта «Чистый воздух» и ослабляет экологический контроль за соблюдение природоохранных требований и стандартов.

Что уж говорить о бизнесе, для которого внедрение принципов ESG – это прежде всего, дополнительные затраты. Да, ответственные и осознанные компании, которые изначально были в авангарде зеленого движения, все еще не сворачивают с зелёного пути, однако держать этот курс становится все сложнее и сложнее.

Несмотря на это, эксперты Российского партнерства за сохранение климата убеждены, что даже в кризис необходимо помнить о сохранении окружающей среды. Причем, по недавним расчетам, борьба за экологию, ко всему прочему, будет выгодна материально. На круглом столе «Е в кризисе: экология и климат сегодня» Александр Климанов, Эксперт АНО «Центр экологических инновации», упомянул майский отчет Deloitte. Согласно нему, неконтролируемое изменение климата в течение следующих 50 лет обойдется мировой экономике в 178 трлн долларов, а системный переход к «чистому нулю», наоборот, может привести к прибыли в размере 43 трлн долларов и росту глобального ВВП на 3,8% за тот же период.

Позицию о том, что вложения в экологию все-таки экономически выгодны поддерживает и Максим Титов, Исполнительный директор Исследовательского центра энергетической политики и международных отношений (ИЦ ЭНЕРПО). Эксперт отмечает, что «риски, связанные с ухудшением климата, никуда не делись. Они будут становиться более значимыми. Риск физической утраты активов, разрушения трубопроводной инфраструктуры, таяние вечной мерзлоты, штормов, наводнений и пожаров… Все эти негативные события, связанные с изменением климата, как доказала наука, будут становиться все более значимыми. Компании, которые эти риски игнорируют или игнорировали раньше, почувствуют это на своем финансовом положении».

Однако, некоторые все же критически воспринимают даже такие очевидные риски со стороны природы. В таком случае в дело вступает государство и мировое сообщество, так называемые, драйверы экологической повестки. Причем, на протяжении многих лет была заметна явная закономерность: тренд на Западе – тренд в РФ. С каждым днем вопросы климата занимали все более важное место на международной арене, а Россия была в некотором смысле «догоняющей»: приходилось восполнять пробелы в реализации экологической политики, совершенствовать экологическое законодательство и учитывать требования на экспорт. Сейчас же, когда вводятся все новые и новые санкции, уже не совсем ясно, а стоит ли вообще России подстраиваться под чьи-то зеленые тренды?

Эксперты единогласно считают, что стоит, ведь наиболее перспективным направлением теперь становится Азиатско-Тихоокеанский регион (АТР). Несмотря на то, что азиатские рынки начали заниматься ESG-повесткой не так давно, она там уже не менее актуальна. «ESG — это не только европейская повестка», — подтверждает Михаил Юлкин, эксперт Международного центра устойчивого энергетического развития под эгидой ЮНЕСКО, основатель и гендиректор ООО «КарбонЛаб». Зеленые тренды развиваются в АТР особенно активно. Михаил Юлкин привел интересный пример с электротранспортом: «Если говорить о тех же электромобилях, то в Китае они занимают уже почти 17% рынка. Причем за прошлый год в Китае только за год выпустили столько электромобилей, сколько во всем мире за все предыдущие годы вместе взятые».

Спрос на эко-продукцию подтверждается и в других секторах. Ирина Бахтина, директор по устойчивому развитию компании РУСАЛ (металлургический бизнес En+ Group), рассказала о росте спроса на низкоуглеродный алюминий под брендом Allow. Его углеродный след в 4-5 раз ниже, чем в среднем по глобальному алюминиевому сектору. Интерес к зеленому металлу закономерно растет на протяжении нескольких лет, причем проявляется не только у его потребителей, но и ритейлеров, продающих продукцию в алюминиевой упаковке. «Интерес клиентов не спадает. Только за прошлый год нам пришлось принять участие в более, чем в 10 масштабных вопросов в области ESG-факторов», — отметила Ирина. Индивидуальные запросы также поступают: было обработано более 200 запросов, многие из которых как раз с упором на климатическую составляющую.

Потенциальное развитие взаимоотношений со странами Азии также отмечает и старший юрист Baker McKenzie Роман Ишмухаметов: «Понятно, что возникло много нюансов в плане взаимодействия с бизнесом из стран, которые традиционно рассматривались в качестве покупателей наших углеродных единиц, и глобальных доноров технологий. Но потенциал кооперации, например, с Китаем есть по всем секторам». Он также добавил, что «мы как страна ищем новые точки роста, «вытягивающие» проекты с большим количеством мультипликаторов – и крупные «зеленые» инвестиционные проекты вполне могут быть такими».

Данную позицию подтвердила и модератор заседания Ольга Санарова, директор департамента внешних коммуникаций En+ Group. Подводя итоги круглого стола, она заметила: «Тема климатических проектов остается актуальной. Будем надеяться на позитивные перемены в политической и экономической повестке, которые дали бы больше возможностей реализовать потенциал этого направления».