Очень похоже на глобальную авантюру. При производстве углеродно-нейтрального СПГ используют схему с углеродными кредитами, выдаваемыми экологическими проектами, направленными на предотвращение попадания CO2 в атмосферу. К качеству таких кредитов возникли справедливые вопросы.
Цена на углеродно-нейтральный СПГ примерно на 3–6% выше, чем спотовая цена СПГ в Азии. Согласно опросу, проведенному Колумбийским университетом, общий объем сделок с углеродно-нейтральным СПГ вырос с эквивалента 13 танкеров СПГ по состоянию на апрель 2021 года до более чем 20 танкеров СПГ к сентябрю того же года.
Из этого количества 80% было отправлено в Японию и другие азиатские страны. Японские компании Tokyo Gas и Osaka Gas покупают углеродно-нейтральный СПГ у Shell и других производителей, продавая его внутренним потребителям. Inpex, крупная японская нефтегазовая компания, продает газ региональным поставщикам.
В общей сложности 2,81 миллиона тонн СПГ, проданного в Японии, считались углеродно-нейтральными с июля 2019 года по январь 2022 года.
На проект Katingan Mentaya, проект по сохранению лесов в Индонезии, пришлось 30% всех выданных кредитов. Расследование Nikkei, проведенное в декабре, показало, что проект, возможно, выдал в три раза больше углеродных кредитов, чем фактически поглощенный CO2.
Аналогичные сомнения были высказаны в отношении кредитов, выданных в рамках проекта REDD Национального парка Кордильера-Асуль. На этот проект защиты национального парка в Перу приходится 22% кредитов, проданных в Японии.
Shell отказалась комментировать эффективность углеродных кредитов, используемых компанией. Tokyo Gas заявила, что раскрывает данные по кредитам покупателям. И всё. Кто отвечает? Только сами проекты. Их эффективность с точки зрения связывания углерода неясна.
Издание отмечает, что фактическое сокращение выбросов CO2 меньше заявленного, СПГ нельзя назвать углеродно-нейтральным. Мы бы сказали, что это чистой воды мошенничество, но компаниям выгодно, а потребители сами себя успокаивают.