В преддверии 27-й Конференции ООН по климату в Шарм-эш-Шейхе (СОР-27) и министерской встречи «Группы двадцати» по климату и окружающей среде состоялось третье заседание Экспертного совета по устойчивому развитию при Минэкономразвития России.
Открывая заседание, Министр Максим Решетников отметил, что несмотря на текущую ситуацию, работа в рамках повестки устойчивого развития и ее климатического трека остается одним из ключевых факторов развития мировой экономики и сохраняет актуальность для российской экономики. «Это долгосрочный тренд, который уже влияет на конкурентоспособность российских компаний. И сам бизнес это понимает. Во многих крупных компаниях уже утверждены стратегии устойчивого развития и многие из них значительно продвинулись в реализации своих планов по декарбонизации», — сказал он.
Максим Решетников добавил, что Правительство продолжает придерживаться целей Стратегии социально-экономического развития с низким уровнем выбросов парниковых газов до 2050 года.
Министр также отметил, что помимо уже работающей с прошлого года национальной таксономии «зеленых» и адаптационных проектов, в России уже сформирована регуляторная база по климатическому регулированию и завершается создание условий для запуска углеродного рынка.
Так, формируется реестр выбросов парниковых газов. Крупные компании будут вносить в него сведения уже в начале следующего года. Порядок передачи данных был утвержден после продолжительной общественной дискуссии в начале этого года. Сейчас идет выстраивание системы обратной связи с компаниями.
Кроме того, идет подготовка к реализации первых добровольных климатических проектов. Зарегистрировать проекты можно будет уже с 1 сентября – для этого заработает реестр углеродных единиц. В него же будет вноситься верифицированная информация о результатах проектов.
Осенью 2022 года будет запущен эксперимент на Сахалине по выходу региона на углеродную нейтральность к концу 2025 года. Соответствующий закон был принят в марте 2022 года и предполагает квотирование выбросов и мероприятия по их сокращению крупнейшими эмитентами (предприятиями).
«Это первый опыт использования механизма углеродного квотирования. Вместе с ним должен появиться дополнительный спрос на углеродные единицы, – отметил Решетников. – К концу 2024 года сахалинские компании будут понимать, укладываются ли они в установленную квоту. Если нет, то смогут купить углеродные единицы у тех, кто реализует добровольные климатические проекты. Если сократят выбросов больше, чем требовалось – смогут продать эти углеродные единицы в конце 2025 года».
Таким образом, по мнению Министра, будет формироваться спрос на разные типы углеродных единиц – и от климатических проектов, и от выполнения квоты.
В свою очередь представители крупных российских компаний и организации развития отметили, что декарбонизация экономики и адаптация к негативным последствиям изменениям климата сохраняют значимость для национальной и международной повестки.
«Низкоуглеродные проекты более устойчивы к глобальному энергопереходу, и в перспективе будут сталкиваться с меньшим количеством стратегических рисков. Поэтому условия для эмитентов таких инструментов должны быть более выгодными: как следствие мы видим запрос на синхронизацию терминов «зелености» и «декарбонизации» с «уровнем риска и ожидаемой доходности».
Концепция «переходных» проектов призвана решить несколько задач: задать четкую связку между «зелёными» и «адаптационными» проектами, уровнем актуальности каждого такого кейса для декарбонизации экономики и вклада в реализацию стратегии низкоуглеродного развития страны», — сказал первый заместитель председателя ВЭБ.РФ Алексей Мирошниченко.
Начальник управления экологии АО «Северсталь Менеджмент» Ольга Калашникова подчеркнула, что «климатические технологии должны оставаться вне санкций, и именно с них может начаться нормализация международного сотрудничества». «Наша компания уже сейчас обладает существенным технологическим потенциалом для снижения выбросов и адаптации, но мы также готовы активно работать над разработкой и внедрением новых видов продукции и готовых инженерных климатических решений», — добавила она.
В своем выступлении Заместитель генерального директора компании «МЕТАЛЛОИНВЕСТ» Юлия Шабала высказала мнение, что «нынешние условия ведут к пересмотру ориентиров в области борьбы с изменением климата, трансформации отдельных проектов по декарбонизации и к необходимости переориентации товарно-сырьевых потоков на рынки Азии, а также пересмотру мирового топливно-энергетического баланса». «Тем не менее, несмотря на сложную геополитическую обстановку, возникшие ограничения и выпавшие звенья зарубежных технологий наша компания проведет адаптацию своей климатической стратегии, основанной на «зеленом переходе» для продолжения развития в новых условиях», — добавила она.
Кроме того, Юлия Шабала подчеркнула, что для развития низкоуглеродной экономики в новых условиях ведения бизнеса необходимо усиление роли государства по поддержке «зеленого перехода», отметив необходимость «более активного сотрудничества и координации по вопросам климатической повестки, в том числе в рамках международного переговорного процесса, с дружественными странами – крупными эмитентами выбросов парниковых газов, в первую очередь с Китаем и Индией».
Подводя итоги обсуждения, Максим Решетников отметил, что внедрение принципов устойчивого развития и интеграция климатической повестки – не опция «по желанию», а насущная потребность. В связи с этим он подчеркнул важность развития российских органов по верификации для повышения их конкурентоспособности на международном уровне.
Глава ведомства также подтвердил готовность взаимодействовать с бизнесом для унификации методологической базы для реализации климатических проектов. Важно, чтобы крупный бизнес участвовал в формировании спроса на углеродно нейтральную продукцию, добавил он.
Источник: https://economy.gov.ru/material/news/rossiyskiy_biznes_podtverdil_vazhnost_nizkouglerodnoy_povestki_dlya_sohraneniya_konkurentosposobnosti_na_mirovyh_rynkah.html