В мае Минэкономразвития утвердило критерии отнесения проектов к климатическим, в сентябре стартует эксперимент на Сахалине, но что дальше?
И как соотносятся климатические проекты с концепцией «сфер охвата» (Scope) — например, «Российское энергетическое агентство» при Минэнерго РФ предлагает «покрыть системой углеродных единиц Scope 2».
По просьбе @esgworld отвечает эксперт Центра стратегических разработок (ЦСР) — руководитель направления «Климат и зелёная энергетика» Ирина Поминова:
🔹 Прежде всего, необходимо разделить два трека торговли углеродными единицами, который формируются в России.
🔹 Первый — национальный трек, связанный с добровольным рынком, на котором будут обмениваться углеродные единицы от климатических проектов. Он базируется на федеральном законе № 296-ФЗ «Об ограничении выбросов парниковых газов».
Майские критерии отнесения проектов к климатическим, а также, например, утверждение оператора реестра углеродных единиц (АО «Контур») – это всё к добровольному рынку.
🔹 Основные акты для реализации в России климатических проектов и выпуска соответствующих углеродных единиц уже приняты, и в целом есть ожидания, что первые такие проекты могут появиться до конца текущего года. Дальнейшее развитие добровольного рынка будет в первую очередь зависеть от спроса на углеродные единицы российских климатических проектов.
🔹 Второй трек, региональный, заключается в эксперименте с торговлей квотами. Его основа – федеральный закон № 34-ФЗ «О проведении эксперимента по ограничению выбросов парниковых газов в отдельных субъектах Российской Федерации».
🔹 В рамках первого в России эксперимента на Сахалине будут определены региональные регулируемые организации, для которых будут установлены квоты на выбросы парниковых газов (начиная с 2024 года). За превышение квоты предусмотрена плата.
При этом у организации будет возможность приобрести недостающие для выполнения квоты углеродные единицы у другой организации (выбросы которой меньше, чем ее квота) или от климатического проекта (здесь возникает связь между двумя треками).
🔹 Концепция сфер охвата выделяет три охвата выбросов парниковых газов организации или продукции: прямые выбросы (охват 1), косвенные выбросы от приобретенной электроэнергии и тепла (охват 2) и иные косвенные выбросы (охват 3, или полный охват).
Они были определены, чтобы отличать выбросы от источников парниковых газов, которыми организация владеет и может управлять, от выбросов, которые связаны с её деятельностью, но имеют место в других организациях.
🔹 Минэнерго России предлагает ввести систему низкоуглеродных сертификатов, которые позволят подтвердить, что приобретенная компанией энергия и тепло не связаны с выбросами парниковых газов. Международный аналог такой системы I-REC ушёл из России в связи с санкциями.
Эта система направлена на компенсацию косвенных выбросов охвата 2 и может быть интересна производителям, которые стремятся к сокращению углеродного следа своей продукции (он учитывает все охваты), например для достижения корпоративных климатических целей или позиционирования на рынке.
🔹 Единицы климатических проектов, согласно международным практикам, могут быть засчитаны для компенсации всех сфер, включая прямые выбросы (охват 1). Следует отметить, что региональный эксперимент предполагает учёт только прямых выбросов регулируемых организаций».