ESG становится все популярнее: в 2021 году упоминания темы в российских медиа выросли в 2,5 раза по сравнению с предыдущим годом. В ЦУР Сколково проанализировали, как обстоит дело с этой повесткой в российских компаниях
Эксперты Центра устойчивого развития Школы управления Сколково провели исследование, посвященное ESG-трансформации российских компаний. Большинство респондентов — представители крупных компаний (75% — с капитализацией более ₽200 млрд).

В опросах участвовали представители отраслей, на долю которых приходится более 75% ВВП России за 2021 год. Большинство респондентов связаны с металлургической промышленностью (19%), розничной торговлей и общественным питанием (13%), электроэнергетикой (13%) и банковской отраслью (9%).

ESG-зрелость российских компаний

Авторы исследования отмечают ESG-зрелость российского рынка: большинство опрошенных компаний делают для устойчивой повестки больше, чем требует законодательство. Только 5% CSO (директоров по устойчивому развитию) и 10% членов совета директоров (СД) и топ-менеджеров отметили, что их компания делает только необходимый по закону минимум.

Эндрю Газитуа, член Наблюдательного совета, председатель Комитета по стратегии и устойчивому развитию МКБ:

«Повестка ESG относительно нова только с точки зрения брендинга. Если посмотреть на организации, которые были успешны в течение долгого времени, они уже давно работают с ее различными аспектами. Например, корпоративное управление компании обсуждают уже довольно давно, десятилетиями. Некоторые организации интегрировали социальную повестку и заботятся о том, чтобы их сотрудники чувствовали, что являются частью чего-то важного. По сути дела, речь идет о философии компании — исторически у многих организаций эта философия годами строилась на том, что сегодня мы называем ESG».
49% крупнейших российских компаний, по данным на февраль 2022 года, утвердили экологическую повестку. Половина респондентов (50% CSO и 40% членов СД и топ-менеджеров) отметили, что работают с устойчивой повесткой в рамках уже существующих практик: определяют наиболее важные темы устойчивого развития, выбирают, на какие показатели ориентироваться.

Для многих компаний устойчивое развитие становится полноценной частью общекорпоративной стратегии развития — это отметили 41% CSO и 20% членов СД и топ-менеджеров.

А вот предоставлять полную нефинансовую отчетность готовы не все. 28% респондентов отметили, что раскрывают всю существенную информацию об устойчивом развитии и проводят независимое заверение отчета. А еще 28% сообщили, что в их компаниях раскрывают информацию только по отдельным вопросам.

На момент проведения опроса в начале 2022 года большинство респондентов отмечали, что основная мотивация в реализации устойчивой повестки — требования инвесторов (так ответили 69% CSO и 73% членов СД и топ-менеджеров). Инвесторы действительно обращают пристальное внимание на ESG. Так, по данным аудиторско-консалтинговой компании EY, 75% инвесторов уделяют внимание оценке климатических рисков при принятии решений об инвестировании. Вторую по значимости после инвесторов роль играют требования регулятора, а также запросы потребителей.

Дарья Гончарова, директор по устойчивому развитию «Полиметалл»:

«По мере развития компании ESG становится гарантом дальнейшего роста и соответствия современным требованиям — ни один крупный международный партнер, биржа или банк не станет сотрудничать с компанией, у которой нет зеленых практик. Устойчивое развитие — это не только элемент стратегии, но и путь ведения бизнеса в современном мире».
Сейчас эта ситуация может измениться, считают авторы исследования: западные инвесторы уходят с российского рынка, компании переориентируются на азиатско-тихоокеанский регион. Этот регион является вторым в мире после Европы по количеству инициатив ESG-регулирования, и российским компаниям придется учитывать требования азиатских партнеров.

Кроме того, в текущей экономической ситуации может измениться поведение потребителей — меньше людей будут готовы доплачивать за устойчивость бренда или продукта.

На пути ESG-трансформации компаний множество препятствий:

на корпоративном уровне нет понимания, какого эффекта помогут добиться проекты в области устойчивого развития (это препятствие отметили 54% CSO и 36% членов СД и топ-менеджеров);
отсутствие необходимых навыков у сотрудников (отмечают 46% CSO и 36% членов СД и топ-менеджеров);
отсутствие средств на реализацию подобных проектов (46% CSO и 27% членов СД и топ-менеджеров).

В большинстве компаний, которые принимали участие в исследовании, есть должность директора по устойчивому развитию (CSO). В 64% случаев это женщина, средний возраст — 38 лет. Интересно, что женщины чаще занимают управляющие должности в сфере ESG во всем мире: так, по данным Russell Reynolds Associates, из всех назначенных в 2020–2021 годах управленцев в области устойчивого развития 70% — женщины.

Средний опыт на этой или аналогичной должности — 4 года, 23% имеют предыдущий опыт работы в консалтинге, 20% — в маркетинге и PR. Ровно половина директоров по устойчивому развитию в опрошенных компаниях получают более ₽500 тыс. в месяц. 52% имеют образование в области экономики и/или менеджмента, 77% — дополнительное образование в области международных стандартов и нефинансовой отчетности.

Эксперты считают, что в ближайшем будущем роль директоров по устойчивому развитию в российских компаниях может существенно измениться.

Анна Белова, заместитель председателя Совета директоров, старший независимый директор ПАО «Юнипро»:

«Может случиться так, что российская экономика разделится на два неравных лагеря. Одна часть экономических субъектов будет просто обслуживать внутренние потребности, и для них, как в свое время, никакие международные стандарты отчетности не будут нужны. Другая часть так или иначе будет форпостом для выстраивания в новых условиях экономических взаимоотношений с западным миром. Роль человека, отвечающего за эти процессы, в первом случае будет ничтожна, а во втором очень значима».

Источник:
https://trends.rbc.ru/trends/green/62f62f9d9a7947474eecf2a3?from=mainpage