Крупнейшие российские компании, публиковавшие в прошлые годы нефинансовую отчетность, продолжили делать это и в 2022 году – несмотря на ограничения на раскрытие информации и уход многих из них с мировых бирж, пишет Интерфакс в свежем обзоре.
В частности, уже опубликовали отчеты об устойчивом развитии за прошлый год, а также намерены делать это в будущем «Вымпелком» (входит в VEON), VK, «Московская биржа», #МТС, #НЛМК, #Polymetal, «Полюс», #Русагро», #Северсталь», #Русал», АФК «Система», #X5Retail, «Яндекс», «ФосАгро» и другие.

Вечные вопросы

Мнения представителей компаний относительно того, как именно изменилась потребность в ESG-данных, разделились.

«Мы понимаем, что спрос на ESG-информацию в данный момент уступает более насущным экономическим и правовым вопросам. Однако такие темы, как декарбонизация, безопасность производства, права человека, социальные и экологические инвестиции уже стали новой нормой в диалоге между компанией и заинтересованными сторонами», — сказала директор по устойчивому развитию Polymetal Дарья Гончарова. По ее словам, компания видит «повышенный запрос на прозрачность и открытость, как это обычно происходит в кризисные времена».

По мнению исполнительного вице-президента по устойчивому развитию АФК «Система» Виктории Блатовой, активность спроса на нефинансовую отчетность со стороны зарубежных инвесторов снизилась.

Директор департамента по работе с инвестиционным сообществом «Норильского никеля» Михаил Боровиков согласен, что интерес к ESG-повестке в последнее время «заметно ослаб», поскольку на первый план вышли более насущные проблемы. «Стало меньше запросов на встречи и звонки, международные ESG-агентства перестали рейтинговать российские компании. Соответственно, прекратилось взаимодействие с ними, — сказал он. — Тем не менее, мы видим интерес к вопросам социальной повестки».

«Снизился запрос со стороны зарубежных потребителей в связи с ограничениями у иностранных акционеров торговать ценными бумагами российских компаний, а у рейтинговых агентств – оценивать российские компании», — отмечает директор по связям с инвесторами и устойчивому развитию ГК «Русагро» Светлана Шакарян.

В страховых компаниях тема внедрения принципов ESG «уступает по актуальности целому ряду других злободневных тем, связанных с текущей деятельностью страховщиков в новых условиях и требующих постоянного внимания участников рынка», констатирует вице-президент Всероссийского союза страховщиков Элла Платонова.

В МТС же считают, что интерес к ESG-повестке со стороны заинтересованных сторон не ослабел. «ESG-повестка в целом перестала быть для компаний вопросом выбора», — сказала директор МТС по связям с инвесторами Полина Угрюмова. Стейкхолдеры хотят знать о социальных инвестициях компании, об экоинициативах, ответственном ресурсопользовании и наработках в области углеродного менеджмента (E и S). У зарубежных стейкхолдеров, как правило, фокус на вопросах, связанных с экологией и ответственным управлением (E и G).

Представитель X5 считает, что интерес к ESG в России сохраняется и даже растет, кроме того вопросам устойчивого развития все больше внимания уделяет государство.

Менеджер по устойчивому развитию VK Ксения Топоркова также уверена, что тема сохраняет и наращивает свою актуальность. ESG помогает наладить взаимодействие между бизнес-юнитами компании и внешними партнерами, нефинансовая отчетность является системой самооценки бизнеса. «Пользователи по-прежнему активно озабочены темами экологии, развития регионов, защиты прав человека и другими ESG-принципами», — констатирует она.

В «Вымпелкоме» видят усиление внимания к отчетности и в целом реализации ESG-повестки с точки зрения вклада в реализацию национальных проектов, приверженность принципам ESG остается важным аспектом корпоративной репутации и составляющей HR-бренда. «Влияние ESG-проектов на лояльность потребителей остается на высоком уровне — люди ожидают от брендов шагов и программ, предполагающих поддержку и вклад в позитивные изменения, и благодарны за усилия по поддержанию качества жизни и решение социальных задач», — сказала руководитель по устойчивому развитию компании Евгения Чистова.

По мнению представителя НЛМК, внутренний спрос на ESG информацию вырос, что объясняется желанием игроков на рынке заполнить лакуны, образовавшиеся с уходом западных рейтинговых агентств.

Потребность в информации об устойчивом развитии и ESG по-прежнему высокая, говорит представитель «ФосАгро». По его словам, компания постоянно получает запросы на выступления и предоставление комментариев по вопросам ESG.

«Яндекс» считает важным оставаться прозрачными для пользователей и партнеров. Компания фиксирует много запросов о том, как она поддерживает сотрудников, не передумала ли развивать конкретные сервисы, не отказывается ли от образовательных программ и программ системной благотворительности.

«Спрос на ESG-информацию был, в первую очередь, снижен со стороны ведущих международных ESG-агентств, которые в этом году прекратили анализ и рейтингование российских эмитентов, — сказал руководитель направления устойчивого развития «Московской биржи» Максим Кочетков. — При этом остальные группы потребителей информации об устойчивом развитии — российские и зарубежные инвесторы и регуляторы — не только сохранили, но и увеличивают спрос на такую информацию. В частности, Банк России уже выпустил соответствующие рекомендации для инвесторов, эмитентов и членов советов директоров. Также регулятор обозначил ряд направлений совершенствования повестки устойчивого развития на ближайшие три года в рамках документа «Финансовый рынок: новые задачи в современных условиях».

В «Северстали» отметили, что в России уже есть законодательные нормы, которые обязывают бизнес отчитываться о ESG-показателях, в частности, выбросах парниковых газов. «Что касается спроса на ESG-информацию «из внешнего мира», прежде он создавался в первую очередь международными инвестфондами и ESG-рейтингами. В настоящий момент международные инвесторы не имеют доступа к ценным бумагам российских компаний, а большинство международных рейтингов в сфере устойчивого временно приостановили оценку российского бизнеса», — констатировала руководитель пресс-службы Анастасия Мишанина.

Несмотря на уход некоторых международных провайдеров в сфере ESG, в частности рейтинговых агентств и аудиторов, компании, согласно опросу, в той или иной форме продолжают сотрудничать с большинством специализированных международных агентств и не чувствуют дефицита услуг в сфере устойчивого развития. Все чаще эмитенты опираются при этом на российских провайдеров, которые успели заметно нарастить экспертизу в последние годы.

ESG-раскрытие

«Интерфакс» поинтересовался у эмитентов, как они видят перспективы развития систем раскрытия информации.

Виктория Блатова из АФК «Система» считает, что существует потребность в стандартизации и цифровизации сбора нефинансовых данных, повышении их сопоставимости.

Директор Центра ESG МТС Юрий Савельев сказал, что для широкого пула заинтересованных лиц удобнее единые публичные ресурсы, где доступна и стандартная, и нефинансовая отчетность, тем более что многие компании уже публикуют нефинансовые данные в интегрированных отчетах на сервисах раскрытия информации. «Такие комплексные платформы, в том числе позволят выстроить единую понятную систему для ESG-оценки компаний и их вклада в устойчивое развитие», — сказал Савельев.

«Публикация и нефинансового, и основного годового отчета на одних ресурсах помогает комплексно получать информацию о компании», — согласны в X5. «Создание общей базы данных финансовой и нефинансовой отчетности может служить подспорьем для людей, интересующихся состоянием компании», — прокомментировали в НЛМК. Михаил Боровиков из «Норникеля» также высказался за развитие единых публичных ресурсов, где доступна и стандартная, и нефинансовая отчетность.

«В последнее время наблюдается тренд на сближение финансовой и нефинансовой отчeтности. Ресурсы, которые позволяют увидеть отчeтность многих компаний одновременно, вероятно, могут быть полезными для пользователей отчeтности», — считают в «ФосАгро».

Источник:https://www.interfax.ru/business/859935