По сути, это пилотный проект. Главная его цель — отработать различные механики углеродного регулирования на примере одного региона, который к 2026 году должен стать первым углеродно нейтральным субъектом России.
Согласно федеральному закону (http://publication.pravo.gov. ru/Document/View/ 0001202203060003?index=1& rangeSize=1), собственные эксперименты могут начать и другие регионы России. Об интересе заявляли (https://www.interfax.ru/ russia/806974) власти Башкирии, Хабаровского края, Иркутской и Калининградской областей и примкнувшая к ним Якутия (https://t.me/esgworld/710), — хотя юридически процесс запущен только на Сахалине.
Что ждать от эксперимента? За ответом мы обратились в Центр стратегических разработок (ЦСР), и заместитель руководителя направления «Климат и зелёная энергетика» Олег Колобов вполне удовлетворил наше любопытство.
Какие основные ожидания от эксперимента в техническом отношении — какие важнейшие процедуры и практики предстоит наработать?
«Основная цель эксперимента – отработка различных инструментов достижения углеродной нейтральности России [ориентир — 2060 год] на примере одного из её регионов.
Эксперимент будет осуществляться путём введения углеродного регулирования, основными инструментами которого станут обязательное предоставление углеродной отчётности (что предусмотрено и для крупнейших эмитентов национального уровня), а также квотирование выбросов парниковых газов.
Формирование соответствующей институциональной инфраструктуры включает разработку методики определения размера квот, правил исчисления и взимания платы за их превышение [недавно утвержден тариф (https://t.me/esgworld/1064) — 1000 рублей за тонну. — прим. @esgworld].
Кроме того, будет создана система обращения углеродных единиц от климатических проектов и единиц выполнения квоты.
Практическое применение указанных инструментов в Сахалинской области и потенциально других регионах России позволит наработать необходимый опыт и компетенции, своевременно выявить и устранить их недостатки, а также оценить эффективность их применения в российских условиях».
Какие из нарабатываемых инструментов наиболее важны для национального курса на углеродную нейтральность?
«Углеродное ценообразование, то есть в случае Сахалина система торговли квотами на выбросы. Разработка и внедрение углеродного ценообразования требуют особой тщательности.
Важно, чтобы она создавала стимулы к сокращению выбросов, а не к избыточной нагрузке на компании и население.
Благодаря Сахалинскому эксперименту в России создается «полигон» для развития и совершенствования институциональной инфраструктуры достижения углеродной нейтральности.
Однако полный учёт национальной специфики (различные географические, природно-климатические и социально-экономические условия в регионах) потребует расширения эксперимента за счёт вхождения в него других регионов России».