Как минимум это касается Евросоюза, где 74% доменных печей потребуют реинвестиций к 2030 году, а учитывая, что следующий инвестиционный цикл начнётся не раньше чем через 20 лет, самое время бросить усилия на трансформацию — при поддержке ESG-инвесторов и государства.
На сталь приходится 22% промышленных выбросов CO₂ в Евросоюзе, в то же время влияние углеродного регулирования в лице EU ETS пока весьма скромное.
Бесплатные квоты на выбросы сегодня покрывают до 80% эмиссии сектора, однако в ходе предстоящей реформы механизма они могут быть отменены как раз к 2030 году — хотя ещё недавно планировался 2035 год, так что регуляторное давление растёт.
Инструменты для радикального снижения углеродного следа стали, по оценке CBI, уже существуют и нуждаются в масштабировании.
Среди них использование стального лома в рамках рециклинга, способное в 3,2 раза снизить эмиссию на тонну стали по Scope 1-2, переход на углеродные контракты на разницу (Carbon Contracts for Differences, CCFD), защищающие от колебаний (https://climatepolicyjournal.org/2020/09/09/carbon-contracts-for-differences/) цены на углерод, расширение государственных закупок «зелёной» стали, внедрение CCUS и переход на водород.
На кону net zero обязательства как отдельных стран Евросоюза, так и всего объединения в целом: не переведя сталелитейную промышленность на новые рельсы, углеродной нейтральности к 2050 году, возможно, не достичь, прогнозирует CBI.
Цена вопроса, как считают в организации, в среднесрочном периоде в целом невелика — капитальные инвестиции до 2030 года оцениваются в €21-31 млрд. Однако до полной декарбонизации до 2050 года потребуются уже более серьёзные деньги — €100-180 млрд.
Цель — сократить углеродный след отрасли на 48% к 2030 году и на 97% к 2050 году от уровня 2020-го. То есть почти полностью.