Думаю, здесь стоит выделить два аспекта экологической политики: внутренний и внешний.
Во внутреннем кардинальных изменений не ожидается. Об этом заявляли специальный представитель президента РФ по вопросам климата, Минприроды, Минэкономразвития, Госдума. Главные изменения здесь, скорее всего, будут в том, что ряд климатических планов и проектов будут «сдвинуты вправо». Например, эксперимент по ограничению выбросов парниковых газов на Сахалине должен был начаться 1 марта 2022 г., но его начало перенесли на 1 сентября 2022 г.
Другое изменение для внутренней климатической политики напрямую связано с внешними факторами. Санкции стран Запада до 2022 г. не влияли на деятельность, связанную с климатической повесткой. В частности, на технологическую и финансовую сферы. Сегодня же, эти сферы затронуты напрямую. У России есть и свои перспективные разработки в области ВИЭ и по захоронению CO₂ и пр. Но сотрудничество с западными странами в технологическом и финансовом плане было бы взаимовыгодным. Об этом на семинаре РСМД заявляли (https://russiancouncil.ru/news/eksperty-i-predstaviteli-biznesa-obsudili-perspektivy-sotrudnichestva-rossii-i-es-v-oblasti-ekologii/) российский МИД, эксперты, а также представительство ЕС в России и европейские эксперты в прошлом году.
🫧 Ещё одним негативным последствием западных санкций 2022 г. является то, что климатический диалог между Россией и Западом остановился. Ещё до февраля 2022 г. Россия и ЕС осуществляли ряд экологических программ в рамках приграничного сотрудничества. После февраля 2022 г. ЕС в одностороннем порядке официально «приостановили» (https://ec.europa.eu/commission/presscorner/detail/en/ip_22_1526) программы приграничного сотрудничества с Россией. У Москвы с Вашингтоном также прекратился (https://tass.ru/obschestvo/14940689) диалог по «зеленой» повестке. Хотя стороны (Москва, Брюссель и Вашингтон) считали, что несмотря на деградацию отношений сторон, климат будет оставаться темой, которая позволит наладить диалог и развить его в других сферах. 😑
🎐 Изменение фокуса экологической политики России на внешнеполитическом треке произойдёт с Запада на Восток. На это есть ряд причин.
Во-первых, в Китае, Индии и других странах Азии существуют свои разработки и технологии в области ВИЭ. В частности Китай сегодня является лидером в производстве солнечных панелей.
Во-вторых, в Азии, в том же Китае, существуют свои экологические сертификаты, и мы можем проводить переговоры по взаимному признанию сертификатов или по подведению их к единым стандартам.
В-третьих, в Азии существуют финансовые структуры, которые даже в условиях западных санкции способны в том или ином виде инвестировать в российские энергетические компании, например, на гонконгской бирже.
Есть ещё одно важное направление российской экологической политики на международном треке – международный климатический режим. Россия является участником и одной из стран основательниц этого режима. Москва не отказывается от своих обязательств в рамках Парижского соглашения. Также Россия выступает за всесторонний диалог по вопросам борьбы с изменением климата со всеми странами и региональными объединениями.