К 2050 году две трети населения мира будут жить в городах. С чем столкнутся мегаполисы будущего, как на них отразится приток климатических мигрантов и какие трудности возникают уже сегодня — в материале РБК Трендов

Планета-город
В 2007 году число горожан впервые превысило количество сельских жителей — с тех пор этот «перевес» неуклонно растет, как и темпы урбанизации. Городское население увеличивается за счет естественного демографического прироста и активной миграции из деревень в мегаполисы.

По оценкам ООН, самые урбанизированные регионы мира — Северная Америка (82%), Латинская Америка и страны Карибского бассейна (81%), Европа (74%) и Океания (68%). В Азии этот показатель составляет 50%, в Африке — 43%. Однако в ближайшие 30 лет именно здесь будет наблюдаться наибольший рост городского населения. Особенно это касается Индии — к 2050 году там появится 416 млн новых горожан, — а также Китая (255 млн) и Нигерии (189 млн), хотя сейчас на Азию и Африку приходится около 90% сельского населения мира.

Почему же люди бегут из деревень? По данным Продовольственной организации ООН (ФАО), более 75% бедного и страдающего от отсутствия продовольственной безопасности населения проживает именно в сельской местности. Чтобы улучшить благосостояние и сократить социальное неравенство, переселенцы «тянутся» в города, надеясь получить достойную работу, доступ к здравоохранению, образованию и базовым бытовым услугам. В сельских районах чаще всего нет возможностей для развития, доходы жителей низкие и нестабильные, работу найти сложно, а условия труда опасны для здоровья. По оценкам ФАО, в 2015 году количество международных мигрантов составило 244 млн человек, что на 40% больше, чем в 2000-м. При этом 150 млн из них были трудовыми мигрантами.

Кроме того сельское население зависит от урожая. Истощение природных ресурсов, вызванное изменением климата и деградацией окружающей среды, не способствуют хорошей жизни в деревнях. Затопление сельхозугодий, засоление почв, исчезновение источников пресной воды, опустынивание земель, засуха усугубляют нищету и голод. Добавив к этому политическую нестабильность и конфликты, возникающие на фоне природных катаклизмов и социальной напряженности, можно понять, почему миллионы людей ежегодно отправляются на поиски лучшей жизни.

Убежищем для многих становятся города. Мегаполисы быстро «полнеют», притягивая к себе «новеньких» и разрастаясь в размерах, однако статус городского жителя не облегчает жизнь переселенцев и не защищает их от напастей.

Многоэтажные проблемы
Города всегда притягивали людей, становились двигателями экономики, центрами торговли, культуры и инноваций. Сегодня мегаполисы занимают около 3% земной суши, но при этом потребляют две трети мировой энергии и других ресурсов, к тому же вносят самый крупный вклад в изменение климата, создавая около 70-75% антропогенных выбросов углекислого газа. Несмотря на все свое могущество и богатство, города крайне уязвимы перед климатическими катаклизмами (которые они сами и вызывают), а их «прожорливость» создает дополнительные проблемы.

Частые и внезапные явления вроде наводнений, штормов и лесных пожаров, а также более медленные последствия глобального потепления — увеличение среднегодовой температуры и подъем уровня мирового океана — вредят агломерациям в той же степени, что и сельским районам, а порой даже сильнее. Города концентрируют в себе людей, инфраструктуру и многие другие ресурсы в ограниченном пространстве — это делает их более уязвимыми к природным «настроениям». Кроме того существуют и типично городские проблемы — загрязнение воздуха и воды, образование разных типов отходов.

Плотная застройка, обилие транспорта и отсутствие зеленых насаждений способствуют возникновению островов тепла — чем ближе к городским центрам, тем горячее. Этот феномен вызван обилием поверхностей (асфальт, бетон), «впитывающих» жар. Жить на городских тепловых островах не так приятно, как может казаться: дневные температуры повышены, ночная прохлада наступает медленно. На этот процесс накладываются климатические изменения: среднегодовая температура растет, аномальные волны жары приходят чаще. При этом увеличивается спрос на кондиционирование, а значит — большую выработку энергии, соответственно. Сегодня электричество «добывают» преимущественно из ископаемого топлива. Чтобы удовлетворить спрос, приходится обрабатывать больше углеводородов — в результате растут выбросы загрязнителей воздуха и парниковых газов.

Все это сказывается на здоровье населения. Так, в 2003 году в Европе аномальная жара стала причиной смерти более 70 тыс. человек. В США по данным Национальной метеорологической службы, с 1999 по 2019 год от теплового стресса погибло больше американцев, чем от каких-либо других стихийных бедствий. А согласно оценке ООН, ежегодно от болезней, связанных с загрязнением воздуха, умирают 7 млн человек.

Другая напасть — наступающий океан. По некоторым прогнозам, к 2050 году более 570 низинных прибрежных городов столкнутся с повышением уровня моря не менее чем на 50 см, что подвергнет риску 800 млн человек и повлияет на важную инфраструктуру — энергетику, транспорт и здравоохранение. Около 90 городских центров США уже сегодня страдают от хронического затопления, а к 2035 году это число увеличится вдвое. Более 50 млн европейцев сегодня живут в прибрежной зоне, расположенной ниже уровня моря, и 200 млн в пределах 50 км от береговой линии. При этом ожидается, что к концу века три четверти стран Европы так или иначе пострадают от повышения уровня мирового океана, особенно это коснется Нидерландов, Италии, Великобритании и Испании. Жизнь на побережье станет дорогим удовольствием: к 2100 году ущерб городам от повышения уровня моря может вырасти до $1 трлн ежегодно.

Растет и количество опасных явлений — наводнений, штормов, ураганов, которые не только несут прямую физическую угрозу инфраструктуре и населению, но и оставляют дыру в городских бюджетах. Когда ураган «Сэнди» обрушился на Нью-Йорк в 2012 году, наводнения затронули примерно 90 тыс. зданий, 2 млн человек остались без электричества, что и ухудшило жизнь людей, и нанесло значительный ущерб коммерческой деятельности. На ликвидацию последствий разрушений, нанесенных «Сэнди», правительство США направило более $50 млрд.

Также многие города страдают от дефицита пресной воды. По данным института Мировых ресурсов, в 17-ти странах, где проживает четверть населения мира, наблюдается чрезвычайно высокий уровень водного стресса. Дело не только в засухах, но и в чрезмерном водозаборе, темпы которого лишь набирают обороты. Рост населения, социально-экономическое развитие и урбанизация увеличивают потребность в воде, в то время как изменение климата не способствует быстрому восстановлению источников.
Где на Земле жить нехорошо
Verisk Maplecroft — компания, изучающая бизнес-риски — оценила экологическое состояние 576 крупнейших городских центров мира. Оказалось, что 414 городов с общим населением 1,4 млрд человек подвергаются «высокому» или «экстремальному» риску из-за сочетания неблагоприятных факторов окружающей среды: загрязнения, истощения запасов пресной воды, высоких температур и стихийных бедствий. Из первой сотни «особо опасных» 99 городов находятся в Азии, при этом 80% из них расположены в Индии и Китае.

При составлении индекса исследователи учитывали уровень угрозы экстремальных явлений, защищенность жителей и способность стран адаптироваться к меняющимся условиям окружающей среды. Рейтинг возглавила Джакарта, страдающая от загрязнения воздуха. Ситуация «обостряется» постоянной угрозой сейсмической активности и наводнений. А из-за чрезмерного забора грунтовых вод, целые районы города стали оседать — Джакарта, расположенная на болотистой местности, буквально погружается на дно. Поэтому правительство Индонезии планирует перенести столицу. Второе место по самому высокому уровню риска занял Дели, третье — Ченнаи (оба в Индии).

В номинации «самый высокий риск от изменения климата» «выиграли» африканские города — густонаселенные Лагос (Нигерия) и Киншаса (ДР Конго). Африка не только страдает от экстремальных погодных явлений, но и хуже других континентов адаптируется к новым условиям — возможностей для смягчения климатического кризиса там почти нет.

Мегаполисы слезам не верят
Несмотря на сложности, с которыми сталкиваются мегаполисы по всему миру, они остаются центром притяжения мигрантов. В них переезжают не только сельские жители, но и люди из других городских центров, столкнувшихся с серьезными последствиями изменения климата. Причем перемещения населения носят как внутренний, так и трансграничный характер. Приток новых «постояльцев» накладывает дополнительную нагрузку на жилые районы — во многих странах могут возникнуть трудности с удовлетворением потребностей растущего городского населения в жилье, питании, воде, транспорте, электричестве и медицине.

Эти негативные тенденции в первую очередь отразятся не на коренных жителях городов, а на самих мигрантах. Часто они перебираются из одних опасных регионов в другие не самые благоприятные для жизни места. Например, в Дакаре (Сенегал) 40% новых мигрантов, прибывших за последнее десятилетие, переехали в зоны с высоким потенциалом наводнения. Иммигранты в Момбасе (Кения) и Эстели (Никарагуа) тоже страдают от локальных опасностей, таких как наводнения и ураганы. Около 20% населения Рио-де-Жанейро проживает в фавелах (трущобах на склонах гор), подверженных оползням, при этом значительная часть мигрантов прибыла сюда из засушливых районов на северо-востоке Бразилии.

Быстрая урбанизация и плохая система городского планирования привели к разрастанию трущоб по всему миру — неформальных городских поселений, где люди вынуждены жить в тесноте, не имея доступа к школам, больницам и даже основным муниципальным услугам: водоснабжению, канализации, вывозу мусора. Чаще всего такие поселения встречаются в странах Восточной и Юго-Восточной Азии. Уровень социального благополучия здесь низкий — процветают безработица и преступность. Сегодня в таких условиях живут более 1 млрд человек. В развивающихся странах каждый третий горожанин — житель трущоб. Беженцев и мигрантов часто настигает такая же судьба. Еще они сталкиваются со сложностями при трудоустройстве — из-за нехватки навыков и образования или отсутствия документов и социальных связей, переселенцы получают низкооплачиваемую, небезопасную работу или не могут найти ее вовсе.

Выходит, что люди переезжают в городские районы в надежде обрести безопасность и экономическую независимость, а сталкиваются с другим «комом» проблем — бедностью, притеснением и отсутствием социального статуса. В большинстве случаев экологические и климатические мигранты, а также другие группы беженцев, не имеют юридического признания в принимающей их стране, что сильно затрудняет доступ к основным услугам.

Западный мир привык считать беженцев и экологических мигрантов проблемой неблагополучных государств, но климатический кризис никого не обходит стороной — он затрагивает и богатейшие страны. Яркий тому пример — США, часто страдающие от наводнений, штормов и сильных бурь. В 2005 году ураган «Катрина» обрушился на побережье Мексиканского залива — в штатах Луизиана, Миссисипи и Алабама эвакуировали более 1 млн человек. Людям пришлось переехать в другие штаты на месяцы и даже годы — один Техас принял около 250 тыс. мигрантов, бежавших от «Катрины». Многие не вернулись в родные города: население Нового Орлеана к 2010 году сократилось на 25,4% от уровня 2005 года и только сейчас достигло доураганных значений.

Но не все жители способны эвакуироваться при наступлении серьезной опасности. Сотни тысяч горожан живут за чертой бедности и не могут оплатить перемещение (транспорт, гостиницы) в новое место. Во время «Катрины» в Новом Орлеане осталось 150 тыс. жителей бедных районов, а сам город практически полностью ушел под воду.

Цели на будущее
В новом мире, сотрясаемом климатическим кризисом, мегаполисы будут занимать главенствующую роль. А потому так необходим иной подход к стратегическому планированию и зонированию городских территорий. Нужно принимать во внимание не только возрастающие экологические риски, рост городского населения, но и работать с мигрантами, учитывая их уязвимое положение на новых местах. В Целях устойчивого развития ООН есть отдельное направление — ЦУР 11, ориентированное на обеспечение открытости, безопасности и экологической устойчивости городов. Наши мегаполисы нуждаются в адаптации, ведь уже сейчас многие из них не справляются с повышенной нагрузкой на инфраструктуру, здравоохранение и социально-экономическую систему в целом. Это стало особенно заметно в последний год, когда слабые места «подсветила» пандемия коронавируса. Повышение жизнестойкости городов крайне важно для того, чтобы избежать человеческих, социальных и экономических потерь.

Исчтоник: https://trends.rbc.ru/trends/green/60d981979a79477c0cdbafb9