Оксана Липка – о том, как реализуются процессы адаптации к изменениям климата в России
Ведущий научный сотрудник Института глобального климата и экологии им. академика Ю.А. Израэля рассказала корреспонденту «Ведомости. Экологии» Марине Кочетовой о том, какие климатические изменения происходят в России, что необходимо сделать, чтобы не столкнуться с их тяжелыми последствиями, и что уже сделано.
— Что имеется в виду, когда говорят об адаптации к изменениям климата?
— Базовое понятие адаптации к изменениям климата было введено еще более двадцати лет назад в Третьем оценочном докладе Межправительственной группы экспертов по изменению климата (МГЭИК). Это приспособление природных и антропогенных систем в ответ на фактическое или ожидаемое воздействие изменений климата или его последствий, которое позволяет снизить вред или использовать благоприятные возможности. Тема актуальная как для России, так и для других стран, поскольку, согласно исследованиям, даже достаточно дорогостоящие меры адаптации примерно в 30 раз дешевле, чем ликвидация последствий различных процессов и природных катаклизмов, связанных с меняющимся климатом. В России тема адаптации не нова. Она была заложена в Климатическую доктрину РФ еще в 2009 году, а в 2019 году был принят Национальный план адаптации. В настоящее время разрабатывается уже второй план, который охватывает практически все сектора экономики.
— И что было сделано за это время?
— Сделано было немало, но, в основном, на локальном уровне. Это тысячи успешно реализованных проектов, порой совсем небольших. Планы их реализации опирались на подходы и направления, которые были заложены в Климатической доктрине. Смотрели, что лучше получается, а что хуже, что эффективно, а что не очень. И благодаря накопленному опыту сейчас мы имеем некий багаж знаний, подходов, технологий, которые можно внедрять. Что касается каких-то крупных проектов, то пока мы находимся на этапе их планирования. И с точки зрения планирования я считаю наиболее важными задачами повышение информированности, осведомленности населения, ведомств и, главное, людей, принимающих решения, в вопросах, связанных с климатическими рисками, со спецификой регионов, с возможными направлениями адаптации.
— В основном проекты реализовывались в крупных городах?
— Нет. Многое сделано, например, в области сельского хозяйства, транспорта, строительства и для защиты населения от чрезвычайных ситуаций по всей стране. Москва и Санкт-Петербург имеют многолетний опыт внедрения адаптационных мероприятий, основанных на серьезных научных исследованиях по оценке климатических рисков. В Москве была разработана стратегия адаптации к изменениям климата для мегаполисов. Многие предложения, уже внедрены. Толчком для ее разработки послужила волна жары 2010 года, которая до сих пор входит в число двадцати наиболее смертоносных стихийных бедствий в мире. По мнению коллектива ученых, который оценивал возможные климатические последствия для Москвы, наибольший негативный эффект может представлять непоправимый ущерб по линии здоровья населения. Сейчас уже разработаны методики, город развивается и планируется с учетом новых климатических условий. Для жителей опубликованы инструкции: что нужно делать в случаях неблагоприятных погодных явлений. На телефоны приходят SMS-сообщения, если прогнозируется сильный ветер или дождь, и т.д. В том числе, в поликлиниках созданы специальные зоны отдыха с системами кондиционирования.
Сделано немало, но многое еще предстоит сделать. Чтобы перестроить город, нужно достаточно много времени, а проблемы самые разные: где-то не справляется ливневая канализация, где-то нужно продумывать новую систему озеленения. Деревья помогают защитить город от волн жары и сильного ветра, но, например, так как популярные раньше тополя легко ломаются под воздействием ветра.
— А что происходит в регионах?
— Если говорить о региональных планах адаптации, то до конца этого года все субъекты РФ должны утвердить свои планы адаптации. Они оценивают свою уязвимость и первоочередные потребности в адаптации по отраслям экономики, начиная от добывающей промышленности и энергетики, заканчивая жилищно-коммунальным хозяйством. Для этого в Минприроды был разработан типовой Паспорт климатической безопасности, а в Минэкономразвития – методические рекомендации по оценке рисков и подготовке адаптационных планов. Это единая система, которая включает как те мероприятия, которые необходимо внедрять прямо сейчас, так и долгосрочные перспективы, а также исследования по направлениям, в которых не хватает данных для принятия решений. Первой подготовила план адаптации Курская область. Он получился комплексным и хорошо проработанным. Особенно с учетом того, что тема адаптации является для региона новой.
— Какие регионы России наиболее подвержены изменению климата?
— На эту тему есть исследования. Недавно опубликован Третий оценочный доклад Росгидромета об изменениях климата на территории РФ и их последствиях. Его подготовка также была предусмотрена Национальным планом адаптации. В нем довольно подробно рассказывается о прогнозах изменения климата на территории России по федеральным округам, их уязвимости к опасным и неблагоприятным явлениям, какие меры адаптации возможны и какие уже применяются. Если коротко — абсолютно защищенных регионов в нашей стране нет, а негативных природных явлений много. Например, в северных регионах потепление, хотя и является благоприятным фактором для здоровья населения, сопровождается деградацией многолетней мерзлоты. Выходят из строя здания, очень трудно прокладывать дороги, трубопроводы и т.д. Воздействие волн жары на здоровье населения больше проявляется в южных районах. Еще одна проблема – засухи, которым подвергаются основные сельскохозяйственные районы. По прогнозам, их количество в черноземной области будет расти, и необходимы новые решения в области планирования сельского хозяйства. На Дальнем Востоке ветер ураганной силы часто сопровождается сильными ливнями или снегопадами. Обширные территории подвержены наводнениям или лесным пожарам. С докладом можно познакомиться на сайте Климатического центра Росгидромета.
— То есть в этом случае нужно все планировать по каким-то другим стандартам?
— Мы в большинстве случаев не можем предотвратить опасные гидрометеорологические явления, например, ураган. Но мы можем построить здания и сооружения таким образом, что они не будут разрушаться. Вот это и есть адаптация. Когда мы знаем, какие опасные явления ожидать, мы можем организовать нашу жизнь так, чтобы эти опасные явления не нанесли ущерб. Либо, если невозможно избежать ущерба полностью, нужно постараться сделать его минимальным. Существует особая наука – строительная климатология. Так как климатические условия меняются, происходит изменение строительных нормативов и правил. Это касается всех регионов и всех отраслей экономики.
— Насколько проблема адаптации к новым климатическим условиям актуальна для России по сравнению с другими странами?
— Россия не относится к малым островным государствам, которые постепенно, из-за подъема уровня мирового океана, «уходят под воду» в прямом смысле слова. Россия также не относится к таким жарким странам как Пакистан, в которых максимальная температура летом все чаще превышает 50°C, при которых человеку как биологическому виду трудно выжить. Но и говорить о том, что Россия защищена – неверно. В ежегодном докладе Росгидромета об особенностях климата на территории РФ рассказывается об опасных гидрометеорологических явлениях, которые нанесли существенный ущерб экономике и здоровью населения. В конце прошлого — начале этого века у нас в год таких событий было 150-200, а в течение последнего десятилетия – уже 350-400, иногда 450. Одно такое явление обходится экономике страны от 300-500 тыс. рублей до нескольких миллиардов. Это подтверждает необходимость адаптации.
— Необходимость очевидна, а что мешает реализации?
— Глобально, в разных странах проблемы примерно одинаковые. Начиная от финансирования, заканчивая нехваткой данных для принятия решений. К тому же, многие из климатических вызовов новые, другие усиливают уже накопившиеся проблемы, которые теперь нужно решать радикально. Поэтому решения принимаются на основе планирования, а задачи разбиваются на этапы. Адаптация к изменениям климата – это процесс, а не разовое мероприятие, и это процесс циклический. У адаптации всегда есть, во-первых, объект – что мы адаптируем, а во-вторых – риск, т.е. к чему мы адаптируем, а также важный параметр – на какой временной горизонт мы рассчитываем. Условно говоря, если мы сейчас хотим посадить лес, и мы считаем, что для коммерческих рубок он будет готов лет через 50, то нам при посадке нужно понять, в каких климатических условиях эти деревья будут расти. Если мы ошибемся, может быть, через 15 лет посаженные нами деревья погибнут, потому, что условия станут для них малопригодными. А если мы строим здание, которое должно простоять как минимум 30 лет, то мы должны учитывать не только современный климат, но и тот, который прогнозируется через 30 лет. И так практически в любом секторе.
В прошлом году Минэкономразвития подготовило методические рекомендации по оценке климатических рисков. Были собраны почти все опасные явления, которые возникают на территории страны, так или иначе климатически обусловленные, а также определены критерии их оценки. Сейчас субъекты РФ по этой методике пытаются оценить свои риски, привлекая научные институты Росгидромета, РАН, университеты. И мы все чаще сталкиваемся с тем, что для оценки климатических рисков практически в любом регионе, например, в той же Курской области, просто не хватает данных. Без них мы можем совершить ошибки при планировании мер по адаптации. Кроме того, если какое-то событие маловероятно, возникает вопрос, соглашаемся ли мы считать это допустимым риском, и начиная с какого уровня? Но для ответа на этот вопрос нужны данные, нужно считать, вести мониторинг, прогнозировать. И принимать взвешенные решения.
— Существует ли дефицит специалистов в области адаптации к изменениям климата?
— Университеты только сейчас начинают вводить в свои программы соответствующие курсы. Есть курс в МГУ им. М.В. Ломоносова для студентов-магистров, в следующем году будет в Высшей школе экономики. Количество специалистов, которое существует сейчас, недостаточно, хотя они, конечно, есть и в системе Росгидромета, в ряде институтов и университетов, которые занимаются вопросами изменения климата. Благодаря реализации Национального плана адаптации, такие специалисты появились по секторам экономики, в региональных администрациях, а также на некоторых предприятиях. И их количество будет увеличиваться, а опыт и квалификация – расти.